СИСТЕМА 4К-ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
СИСТЕМА
4К-ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Логунова
Т.А.
(Бюджетное дошкольное образовательное
учреждение г. Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 302»).
В настоящее время педагогические коллективы
ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому, основная
задача педагогов дошкольного учреждения, выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.[7].
Современные педагогические
технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных
стандартов дошкольного образования. [1].
Применение технологии помогают, решать сложные
задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде,
распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, помогут
человеку добиваться успеха и гармонично развиваться. На основе этих знаний была
создана модель «4К». В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно
развивать с самого раннего возраста: коммуникация, командная работа (или
кооперация), критическое мышление, креативность.[6].
Коммуникация. Первичные коммуникационные навыки
формируются у ребенка в первые полтора-два года жизни, в основном во взаимодействии
с мамой и близкими родственниками. Затем такие способности, как умение
правильно и эффективно общаться, чувствовать себя комфортно в любой среде и
строить беседу с любым человеком, можно развивать в коллективе, в детском саду
через игру и общение.[7].
Командная
работа (или кооперация). Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель-формировать
умение определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и
оценивать результат. Важно, чтобы дети не соревновались, а могли бы помочь друг
другу, привносили что-то свое в общее решение (обменивались опытом, мнениями и
знаниями).[7].
Критическое мышление — это умение оценивать
много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить
различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом.[4].
Креативность.
Для развития креативности важна творческая атмосфера, необходимы групповые
занятия и игровая деятельность, в ходе которой ребята познают мир вокруг и сами
додумываются до каких-то решений. Очень важно, чтобы ребенок не просто слушал и
смотрел, а все пробовал сделать самостоятельно.[4].
В
своей работе с детьми мы стараемся развивать все эти компетенции мы развиваем в
различных направлениях образовательной деятельности. В познавательной
деятельности (формирование элементарных математических представлений), эффективно развиваем у детей навыки креативности,
коммуникативности, критическое мышление.[3]. Например, в занятии, тема которого
«Путешествие в страну Считалочку», где целью было: формирование 4к компетенций (коммуникация, командная работа,
креативность, критическое мышление) через образовательную деятельность по
формированию элементарных математических представлений, у детей формировались
все четыре компетенции.[5].
Одно
из заданий – помочь садовнику рассадить цветы - геометрические фигуры по
одинаковому цвету в клумбы. В другом задании, где, применяя блоки Дьеныша,
необходимо было выложить цифры 6 и 9, при этом подобрать правильную форму фигуры
и цвет, дети проявили креативное мышление и умение договариваться. Все эти
задания, на протяжении всей образовательной деятельности, показывают, как непринужденно
можно развивать все 4 компетенции в познавательном развитии дошкольников.
В
своей группе мы реализуем программу дополнительного образования «Нетрадиционные
техники рисования». В течение занятий, очень интересно наблюдать за детьми, как
они пытаются самостоятельно договориться: какие будут применять техники в
работе, какой будут использовать цвет и форму, как расположить рисунок, кому
дать право рассказать о совместной работе. Мы, как педагоги, со стороны видим,
как дети сами того не замечая развивают в себе навыки системы 4К.[2].
В
заключении хочу сказать, что овладение навыками XXI века ключевыми компетенциями
в формате «4К» обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей
действительности, понимание того, что мир богат и может быть осмыслен с разных
сторон, а также способствует успешному обучению в школе.
Список литературы:
1.
Котова И. Е., Лобанова Н. В., Плохотникова Ж. В. Проектная
деятельность как метод работы с одаренными детьми [Текст] // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март
2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 195-197. -
URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9938/ (дата обращения: 29.04.2018).
2.
Программа
ФГОС: https://2023god.com/novaya-programma-fgos-2022-2023/
3. Работа с одаренными
детьми: теория и практика: учеб- но-методическое пособие / Т. М. Чурекова, В.
В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,
2011. – 110 с.
4.
Строкова,
Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный
ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.
5.
Комплексная
образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук.
Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб.
и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
6.
Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И.
Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной
науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции,
Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной
ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.
7.
Салахова, Л. Д. Формирование коммуникативной компетенции у старших
дошкольников / Л. Д. Салахова // Теория и практика современной педагогики :
сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая
2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 171-173.
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста комментарий! Для меня это важно. Спасибо!