Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через реализацию проекта «Бездомные животные — проблема всех и каждого».
«Центр развития ребенка – детский сад № 302».
Логунова Тамара Алексеевна.
Утегенова Гульзат Айдаркановна
воспитатели БДОУ г. Омска
"Центр развития ребенка-детский сад 302".
Ссылка для просмотра видео:
Формирование
духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через реализацию проекта
«Бездомные
животные — проблема всех и каждого».
Проблема существования бездомных
животных является одной из актуальных проблем мира, России, Омской области и
имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. К сожалению, огромная армия безнадзорных животных
постоянно пополняется потерявшимися домашними любимцами. Мы часто встречаем
бездомных животных. Они подбегают к нам на остановках, у подъездов домов и,
заглядывая в глаза, ищут того единственного человека, которому они смогли бы
стать нужными. С бездомностью животных надо бороться, но именно с бездомностью,
а не с животными.
Как-то вовремя прогулки, к нам на площадку пришел
гость- котенок. Он был голодный, грязный, но очень ласковый. У детей сразу
возникло желание взять его на руки, накормить, помыть и приласкать. Дети задавали
вопросы: «Почему этот котенок живет на улице? Где его дом? Почему он мяукает жалобно?».Мы с
ребятами пришли к выводу, что этот котенок бездомный, а бездомным животным
нужна помощь. Мы решили создать и организовать работу над проектом «Бездомные животные
— проблема всех и каждого», чтобы
подробнее ответить на вопросы детей.
Цель
работы: привлечь внимание
детей дошкольного возраста, их родителей к решению проблем, связанных с бездомными
животными.
Задачи:
-создать условия для
формирования духовно-нравственных ценностей у старших
дошкольников через реализацию проекта «Бездомные животные — проблема всех и каждого»;
-расширить знания детей о причинах возникновения бездомных
животных; формировать ответственное отношение к домашним питомцам; помочь детям научиться отличать домашних
животных от бездомных; знакомить детей с деятельностью людей, которые помогают
бездомным животным;
-развивать
умение детей внимательного и бережного отношения к животным; формировать такие
ценности, как «доброта»,«дружелюбие», «внимательность», «милосердие»[1];
-воспитывать доброжелательное отношение к
бездомным животным.[1]
На начальном этапе, мы подбирали литературу
и материалы, просмотрели фильмы:«Лучик надежды»[3], «Они есть»[4],«Бывшие
домашние»[5] и тд; мультфильмы:«Про добрую собаку»[6], «Собачья дверца»[7] и тд;
прослушали рассказы: «До и после»[8], «Почти как в сказке»[9] и тд; статьи:«Причины
бездомности»[10], «Как уменьшить число бездомных животных»[11]. Посмотрели
сайты, по которым можно провести онлайн экскурсии «Друг» и «Омские хвостики».[14]
Реализацию проекта мы начали
через знакомство с героями художественной литературы, бесед-рассуждений, просмотр
презентаций по теме, рассматривания тематических картинок.[2]
Мы помогли детям понять, почему бездомные животные оказались на улице,
как сложно и тяжело им выжить в разное время года. Когда просматривали
фильмы, мы смогли помочь детям научиться отличать домашних животных от
бездомных.
Мы провели онлайн экскурсии и познакомились с приютами для
бездомных животных - «Друг»[13], «Омские хвостики»[14]и детским
эколого-биологическим центром. Во время таких экскурсий, дети познакомились с
взрослыми людьми, которые ухаживают за бездомными животными. С огромным
интересом, дети отметили, особенные отличия животных, которые находятся в
питомниках - это чипы на их ушах.
На этапе рассматривания сюжетных картинок, просмотра
презентаций, прослушивания личных рассказов детей, - мы пояснили детям о том,
что к животным нужно проявлять милосердие (накормить, приласкать).
Особое внимание обратили на то, что
бездомные животные могут быть агрессивны и переносчиками различных болезней. Без
присутствия взрослых, к ним не стоит подходить, брать их на руки. Бездомных
животных необходимо защищать, но делать это совместно с родителями. Если
кто-либо обижает животное, то только с родителями можно заступиться за него, если
животное попало в непростую ситуацию (залез кот на дерево, попал в реку), то
опять же, только с помощью взрослого человека нужно помочь ему.
Очень интересно и познавательно прошли «минуты доброты «Не
обижайте кошек во дворах и брошенных собак, не обижайте»».
Мы провели занятия: аппликация «Домашние животные», рисование
«Животных рисовать люблю», лепка «Мое любимое домашнее животное», где дети в
своих творческих работах смогли выразить отношение к домашним животным. Мы
провели музыкальную викторину «Отгадай, кто это и что делает?». Дети с
интересом слушали и проявляли свое воображение, сообразительность в угадывании
музыки.[12].
На одном из занятий по
ознакомлению с окружающим миром, мы вместе с детьми изготовили листовки, с призывом
«Помогите бродячим животным».
К реализации проекта мы привлекли родителей, познакомили с
проектом, провели беседы, мы изготовили и раздали памятки родителям «Помоги
нам, человек!». Родители совместно с детьми расклеивали листовки, с просьбой не
оставаться безучастными к жизни животных и по возможности, помогать и защищать
их. Активное участие дети и родители приняли в волонтерской акции «Пройти
нельзя - помочь» (сбор кормов, лекарств, витаминов, предметов ухода за
животными) для приюта бездомных животных «Омские хвостики».[14]
Совместная работа родителей и
детей над проектом«Бездомные животные — проблема всех и каждого»,помогла детям
почувствовать, что они могут делать добрые дела и их забота, внимание,
дружелюбие и любовь нужна братьям нашим меньшим. У детей появилось понимание,
что земля - наш общий дом и для людей, и для животных, и мы несем
ответственность, за то, чтобы она была уютным домом для всех живущих на ней.
Вовремя нашей работы над проектом, у нас появилась
семья, которая с радостью взяла из приюта кошку и дали ей замечательное имя -
Симка.
Мы с ребятами продолжаем работать над нашим проектом, следующая ступень
данного проекта –минипроект «Протяни – руку лапам»!
Таким образом можно сделать вывод, что мы ответили детям на их вопросы. Дети научились проявлять через рассказы, индивидуальные опыты милосердие, доброту, дружелюбие, внимательность. Узнали, что в городе Омске есть приюты для животных, родители стали участниками наших мероприятий.
Список использованной
литературы
1.Комплекснаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразования«Мироткрытий» / науч .рук. Л.Г. Петерсон; под
общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.-5-е изд., перераб. и доп.-М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
2. Маршак – сборник
стихотворений «Детки в клетке».
3. https://vk.com/video-39882792_165884366
4. https://youtu.be/kdSD-vg5yg8
5. https://yandex.ru/video/preview/3767235766127096559
6.https://vk.com/video63049642_456239017
7.https://yandex.ru/video/preview/8595935626914828757
8.https://vk.com/public161931780
9.https://informpskov.ru/news/301790.html
10.https://science-start.ru/ru/article/view?id=913
11.https://journal.tinkoff.ru/outcast-pets/
12. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт
педагогов дошкольного образования
13.https://dog-omsk.ru
Очень познавательно.
ОтветитьУдалить